• Особенности развития ребёнка младенческого возраста, формирование пищевого поведения

  • Особенности развития ребёнка раннего возраста, формирование здоровых пищевых привычек

  • Особенности развития ребёнка дошкольного возраста.Проблемы, связанные с пищевым поведением и пути их решения

  • Виды манипуляций и реакция родителя

  • Особенности развития ребёнка школьного возраста, формирование здоровых пищевых привычек
    в данном возрасте

  • Психологические особенности подросткового возраста



Младенческий возраст (от 0 до 3 месяцев)

  • ● Девиз:«Я—единое целое с мамой»;

  • ● Адаптация к новым условиям;

  • ● После рождения структуры головного мозга ещё дозревают;

  • ● Моторика: безусловные рефлексы начинают угасать, ребёнок начинает держать голову;

  • ●Эмоциональное и социальное развитие: активно реагирует на звуковые раздражители и яркие предметы (игрушки), улыбается в ответ на улыбку другого человека, замирает, когда слышит голос;

  • ● Речь: долгое гуление, появляются слоговые цепочки;

  • ● Ребёнок полностью зависит от мамы;

  • ●Физическое и эмоциональное состояние ребёнка=физическое и эмоциональное состояние мамы.

  • ● Пищевое поведение начинает формироваться до и после рождения ребенка;

  • ● C момента первого прикладывания к груди у ребёнка возникают запаховые и зрительные ассоциации;

  • ● Совместный сон с матерью в сочетании с кормлением вызывает у ребёнка чувство безопасности, которое необходимо для формирования полноценной уравновешенной психики;

  • ● Базовая потребность в безопасности должна быть полностью закрыта и у мамы.
Младенческий возраст (от 4 до 8 месяцев)

  • ●Девиз:«Мне всё интересно, мама рядом со мной»;

  • ● Моторика: активно переворачивается со спины на живот, перекладывает игрушку из руки в руки,
    пытается садиться;

  • ● Эмоциональное и социальное развитие: громко смеётся, реагирует на интонацию голоса, просится на руки, эмоционально включён в общение;

  • ● Речь: появляются губные согласные «м», «б» и радостные возгласы, ребенок соединяет слоги, изменяет силу и высоту звука;

  • ● У ребёнка появляется пищевой интерес, он заглядывает в тарелки ко взрослым;

  • ● Взрослым важно поощрять пищевой интерес ребёнка;

  • ● Можно вводить педагогический прикорм — это процесс знакомства малыша со взрослой едой, при котором ему предлагается попробовать маленькие порции продуктов с общего стола;

  • ● При этом «взрослая» еда должна быть безопасна для ребёнка;

  • ● Здоровое питание—не диета, а индивидуально подобранный сбалансированный рацион и образ жизни.

Позднее младенчество (от 9 до 12 месяцев)

  • ● Девиз:«Я изучаю мир»;

  • ● Моторика: это период активного ползания,при поддержке за руки ребёнок стоит, ходит, осваивает, «пинцетный» захват;

  • ● Речь: лепечет, хорошо проговаривает слоги «ба», «ма», «да», начинает говорить первые слова;

  • ● Эмоциональное и социальное развитие: всё больше включается в игру, понимает простые просьбы. Задачи значимого взрослого:
  • Расширять пищевой интерес ребёнка. Знакомить его не только со вкусами, но и с запахами продуктов, тем самым развивая его анализаторы. Формировать навыки самообслуживания.



  • Ранний возраст (от 1 года 3 лет)
    • ● Девиз:«Я учусь, я умею»;
    • ● Моторика: ребёнок начинает ходить, бегать, прыгать на одной, двух ногах, перешагивает через препятствия , спускается по лестнице, чередуя ноги, бросает, пинает мяч, катается на трехколесном велосипеде;
    • ● Тонкая моторика: у ребёнка формируется предпочтение руки, он может копировать вертикальные линии, собирает правильно пирамидку, копирует круг и треугольник.
    • ● Интеллект: знает своё имя, пол, имена близких, части тела, формы и базовые цвета, складывает пазлы, различает понятие «один» и «много», «большой» и «маленький».
    • ● Речь: воспринимает много действий по просьбе, отвечает на вопросы, говорит короткими фразами
    • ● Эмоциональное и социальное развитие:малыш умеет выразить свои чувства словами.
    • ● Девиз:«Яучусь,яумею»;
    • ● Ведущей деятельностью является игра
    • Ранний возраст (от 1 года 3 лет)
    • Ребёнок тратит огромное количество энергии, поэтому важно ему обеспечить сбалансированное питание. Начните с себя и сформируйте базовые семейные правила:
      • ● Старайтесь сделать ежедневной традицией совместные приёмы пищи;
      • ● Одинаковый рацион у всех членов семьи;
      • ● Еда без перекусов. Формирование чёткого распорядка приёмов пищи;
      • ● Между приёмами пищи мы пьём воду;
      • ● Еда без гаджетов;
      • ● Ешьте и пейте из красивой посуды;
      • ● Не мотивируйте сладким;
      • ● Интересная подача блюд для детей;
      • ● Готовьте вместе с ребёнком с самого раннего возраста.
      • Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
        • ● Девиз:«Я учусь, я умею»;
        • ● Моторика: ребёнок хорошо прыгает, бегает, выполняет одновременно два вида движений. Катаетсяна двухколесном велосипеде, на коньках;
        • ● Тонкая моторика: застегивает пуговицы, вырезает ножницами, учится правильно держать карандаш, рисует человека, прорисовывая детали, раскрашивает, не выходя за контуры;
        • ● Речь: использует в речи синонимы, антонимы, определяет фонемы. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы;
        • ● Мышление: развиваются произвольные внимание и память, возникают попытки объяснить окружающие процессы и явления, развивается любознательность;
        • ● Эмоционально-волевая сфера: у ребенка формируется умение жить по правилам. Он знает свои предпочтения и интересы. Развивается EQ;
        • В этом возрасте начинает ярко проявляться зависимость от сладкого/тяга к сладкому (если к этому моменту были сформированы нездоровые пищевые привычки, скудный рацион, ребенок
          не усваивает/плохо усваивает белки, жиры, сложные углеводы).
        • Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
          • ● Продолжайте соблюдать семейные правила;
          • ● Давайте ребёнку выбор без выбора (выбор блюд);
          • ● Жёсткие запреты могут дать обратный эффект;
          • ● Возможно вам подойдёт правило 5% (95% правильной еды, 5% проскальзывает «запрещёнка»);
          • ● Играйте с ребёнком в сюжетно-ролевые и режиссёрские игры на тему формирования здоровых пищевых привычек;
          • ● Смотрите вместе мультфильмы про правильное питание («Смешарики. Азбука здоровья. Правильное питание», «Фикси-советы: как правильно питаться»);
          • ● Советую книги («Я не буду это есть»Орор Даман, «Что я ем» Дорис Рюбель).
детские
Манипуляции
Разберем примеры и что с этим делать
«Сила воды»:

Ребёнок демонстративно плачет, когда хочет добиться желаемого. При этом он уже выбрал взрослого, на которого слёзы окажут должный эффект, и, как только он добивается своего, перестает плакать.

Эффективная реакция родителей: говорим о чувствах, но не меняем своего решения. «Жесткая тирания»:

Ребёнок пытается запугать окружающих, проявляет агрессию к ним, скрывая тем самым страх и слабость.

Примером могут служить истерики, которые ребёнок может устраивать в людных местах, когда пытается заставить идти у него на поводу через чувство стыда перед другими людьми.

Эффективная реакция родителей: говорим о чувствах, находимся рядом, нет агрессии в ответ, не меняем своего решения.
«Манипуляция болезнью»:

В какие-то моменты жизни ребёнок может «заболеть», чтобы получить заботу от родителей, сладости, режим «ничегонеделания».

Не поощряйте болезни ребёнка:

  • ● Сохраняйте по максимуму привычный формат своей жизни (не убирайте дела полностью);

  • ● Придумайте вместе с ребёнком, что будет у него интересного после выздоровления (вечеринка с друзьями, поход в гости, поездка в парк);

  • ● Нет гаджетам 24/7, сладкому и новым игрушкам во время болезни;

  • ● Также манипуляциям в основном подвержены семьи с детоцентрической системой (в целом семья существует только для ребёнка).
Школьный возраст. От 7 до 12 лет

  • ● Девиз:«Я такой же, как сверстники»;

  • ● Ориентир на мнение значимого взрослого (учитель, тренер);

  • ● Стремление быть похожими на сверстников;

  • ● Выраженный познавательный интерес;

  • ● Оценивание себя через обратную связь от мира;

  • ● Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск;

  • ● Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят.


Задачи взрослого:

  • ● Практикуйте «чистое» питание хотя бы дома;

  • ● Создавайте внешнюю мотивацию;

  • ● Читайте книги («Ты красивее, чем тебе кажется. Как выработать здоровые пищевые привычки и их принять» Дарпинян, Стерлинг, Аггарвал);

  • ● Обман в этом возрасте—это нормально;

  • ● Вводим семейное правило: «За правду не наказываем»;

  • ● Разрешаем пробовать разные продукты;

  • ● День без правил.
Подростковый возраст (от 12 до 18 лет)

● Девиз:«Кто я?»
● Особенности возраста:

— Важность завершить отношения с «детством»;

— Демонстративно «взрослое» поведение и внешний вид (риск уйти в зависимости);

— Желание преодолевать, быть необычным, искать что-то «героическое» во всём;

— Активная демонстрация своей взрослости и желание, чтобы окружающие замечали эту взрослость. Значимость внешней формы действия, его соответствие «взрослому» образцу, выбор деятельности по шкале «взрослости»;

— Дружба служит средством для изучения собственной личности;

— Пубертат ведет к появлению напряженности и перепадам в эмоциональной сфере, что приводит к эмоциональной сепарации подростка от родителей, и поиски объекта любви за пределами семьи;
Особенности возраста:

— После сепарации зачастую случается эмоциональный голод, поэтому подросток лихорадочно расширяет свой круг общения ;

— Возникновение противоречивых чувств (Фрейд: «Бороться со своими побуждениями и принимать их; любить своих родителей и ненавидеть их; глубоко стыдиться признавать свою мать перед другими и неожиданно испытывать страстное желание поговорить с ней «по душам»);

— Большой риск ухода в депрессию и РПП.

Мы пожинаем плоды того, что вложили в ребенка.

Принципы общения:

  • ● Я принимаю тебя;

  • ● Я сопереживаю тебе и активно слушаю;

  • ● Немножко лучше, чем ничего(здорово, если какие-то приёмы пищи будут дома);

  • ● Поощряйте самостоятельные решения;

  • ● Я разделяю твои интересы;

  • ● Я конструктивно решаю конфликты (спокойный голос, без обесценивания, критикуем конкретные поступки, а не человека, говорим о своих чувствах).
Ключевые аспекты

  • ● Младенческий период:
    Ребёнок — единое целое с мамой;

  • ● Ранний возраст: Ребёнок знакомится с миром через мир родителей. Формирование здоровых пищевых привычек. Ведущая деятельность — игра;

  • ● Дошкольный возраст: Активное развитие любознательности ребёнка, умение следовать правилам, в том числе семейным;

  • ● Школьный возраст: Выраженный познавательный интерес, ориентир на сверстников;

  • ● Подростковый возраст: Получаем результат того, что вложили.